Полномочия РОСПОТРЕБНАДЗОРа расширятся оценкой профрисков в части анализа вредных факторов? — HSAC

Полномочия РОСПОТРЕБНАДЗОРа расширятся оценкой профрисков в части анализа вредных факторов?

В конце октября 2014 года РОСПОТРЕБНАДЗОР стал инициатором предложения о передаче «вопросов оценки профессиональных рисков в части воздействия вредных производственных факторов и состояния здоровья работающих» в свое ведение, о чем направил соответствующее письмо в адрес Правительства Российской Федерации за подписью руководителя А.Ю.Поповой.

ОРИГИНАЛ ПИСЬМА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

15 января 2015 года РОСПОТРЕБНАДЗОР провел рабочее совещание с участием представителей Минтруда, Минздрава, Фонда социального страхования, представителей Федерации профсоюзов России и ОПОРЫ России по вопросу реформирования системы охраны труда в части передачи полномочий по проведению оценки условий труда в адрес Р0ОСПОРЕБНАДЗОРА. Среди приглашенных лиц в работе участвовал Третьяков Дмитрий Николаевич, руководитель комитекоторый озвучил предложение от лица ОПОРЫ России, основные тезисы предложения которого мы приводим ниже:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОТ МГО «ОПОРА РОССИИ» относительно положений Правительственной телеграммы и предложений Роспотребнадзора:

Cформировать систему — баланса мониторинга и контроля в рамках реализации профессиональных рисков за счет распределения зон ответственности между Роспотребнадзором и Минтрудом (под ответственными организациями)

II Предоставить льготный период для субъектов малого и среднего предпринимательства в части оценки профессиональных рисков (как для впервые зарегистрированных, так и действующих на момент принятия соответствующего федерального законодательства по «профессиональным рискам») сроком не менее двух лет.

III Декларирование условий труда для субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо при дифференциации рабочих мест на офисные (с определением критериев, изложенных согласно Приказу Минтруда России № 590н от 12.12.2012 г.) и производственные с определением льготного периода на срок не менее 2 лет с момента регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, либо с момента принятия федерального законодательства, определяющего обязанностью работодателя проводить мероприятия по оценке профессионального риска.

КОММЕНТАРИИ:

Работа по выстраиванию и совершенствованию законодательства в области организации работы в рамках оценки профессиональных рисков возможна в трех основных направлениях:

1) Формирование системы государственных механизмов мониторинга и контроля ;

2) Определение субъектного состава (определение механизмов защиты субъектов малого и среднего бизнеса посредством определения льготных периодов декларирования);

3) Формирование методики оценки профессиональных рисков, исходя из практики применения федерального законодательства в области специальной оценки условий труда.

Формирование двухступенчатой системы оценки и мониторинга, предложенной г-ой Поповой А.Ю. с распределением функционала по оценке профессионального риска в разрезе оценки воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды является незавершенным предложением по следующим причинам:

1) Согласно ст. 209 ТК РФ «профессиональный риск» — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При этом согласно нормативно утвержденному понятию «специальная оценка условий труда (ст. 3 426-ФЗ „О специальной оценке условий труда“) — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников».

Оценка профессионального риска в методологической основе должна формироваться из:

  • непосредственной работы специалистов (независимых) по фактической экспертной оценке условий труда на конкретных рабочих местах;
  • формирование независимой экспертной оценки качества проведения оценки условий труда (деятельность государственной экспертизы — ст. 216.1. ТК РФ)
  • формировании и оценке баз данных по профзаболеваниям в зависимости от отраслей промышленности (непосредственный функционал врачей профпатологов и представителей работодателей от отрасли);
  • непосредственная работа по оценке профессионального риска для работника — независимые экспертные организации;
  • контроль за качеством мероприятий по оценке профессионального риска — органы подведомственные Роспотребнадзору.

При формировании указанного инструментария возможна объективная оценка потенциальных рисков для здоровья работников.

Существенным приоритетом выстраивания указанной структуры является фактический двойной контроль от двух независимых государственных органов — целью которого является надлежащая оценка, при этом указанные контрольные функции могут быть оформлены в качестве государственной услуги. При этом вопросы непосредственной работы в области оценки условий труда могут быть и должны быть оставлены за независимыми экспертными организациями (контроль за которыми обеспечивается от лица как независимой экспертизы, так и Федеральной службы по аккредитации).

2) Для оценки вероятности причинения вреда необходима всеобъемлющая оценка производственных факторов, а также решения вопросов государственного управления мониторингом и контроля качества произведенных оценок уровня воздействия.

Для указанных целей возможно следующее распределение зон ответственности/ функционирования участников процессов оценки условий труда:

  • а) Проведение работ по оценке производственных факторов (оценке профессиональных рисков) — независимые экспертные организации;
  • б) Экспертиза результатов проведения оценки производственных факторов: органы государственной экспертизы в области охраны труда;
  • в) Мониторинг соблюдения прав работников (в т.ч. в области оценки профессиональных рисков): органы ,подведомственные Минтруду России (территориальные подразделения ГИТ в части оперативного мониторинга состояния, рассмотрение жалоб работников в части условий труда и пр.);
  • г) Мониторинг качества оценки профессиональных рисков (с возможным подтверждением и проведением инструментальных замеров/ проведение необходимых и достаточных процедур подтверждения): органы подведомственные Роспотребнадзору.

Существенным приоритетом выстраивания указанной структуры является фактический двойной контроль от двух независимых государственных органов.

Целью которого является — надлежащая оценка, при этом указанные контрольные функции могут быть оформлены в качестве государственной услуги, при этом вопросы непосредственной работы в области оценки условий труда могут быть и должны быть оставлены за независимыми экспертными организациями (контроль за которыми обеспечивается от лица как независимой экспертизы, так и Федеральной службы по аккредитации).

При формировании указанного инструментария возможна объективная оценка потенциальных рисков для здоровья работников, при этом фактически снижается нагрузка на бюджет в части выделения денежных средств на внедрение и содержание дополнительного кадрового состава органов Роспотребнадзора, а также задействуются фактически сформированные и функционирующие системы проведения работ и контроля в области охраны труда, которые находятся в ведении, как Минтруда России, так и Федерального Службы по аккредитации.

Оценку степени воздействия производственных факторов на здоровье работника надлежит производить индивидуально (персонально). При проведении оценки необходимо учитывать возраст работника, его опыт (стаж, навыки) и психоэмоциональное состояние (предрасположенность к несчастным случаям).

Так одним из показателей для оценки профриска является профессиональный медицинский осмотр. Требуется пересмотр действующего порядка проведения медицинских осмотров, адаптация его под новые санитарные нормы и правилам. Из-за отсутствия заинтересованности работодателя, иногда самих работников, распространения «формально» проведенных медицинских осмотров страдает качество проведения медицинских осмотров. В связи с этим необходимо установить процедуру оценки качества и эффективности медицинских осмотров.

Необходимо при оценке профрисков учитывать травмоопасность (возможность травмирования работника), что было исключено в рамках специальной оценки условий труда. По статистике большинство несчастных случаев происходят ввиду травмирования работников и это немаловажный фактор в оценке реальных условий труда.

Ниже мы приводим схематичное изображение моделей взаимодействия в системе мониторинга охраны труда в России.

Модель мониторинга на данный момент времени.

Потенциально возможная модель мониторинга охраны труда с учетом предложений РОСПОТРЕБНАДЗОРА:

Вернуться к списку новостей

Наши клиенты:

 

Вагонная ремонтная компания

ЦСКБ-Прогресс

ГКНПЦ им.М.В.Хруничева

Челябинский электрометаллургический комбинат

Сбербанк

Ростелеком

 

Ближайший к вам филиал:
«Москва - центральный офис»

Закрыть
карта россии